23 февраля 2024 года 12:22 | последнее обновление произошло в 12:06 (МСК)

Занимательная анатомия. У человека 100 органов, без которых можно жить

07.12.2023 10:31   технологии наука здоровая жизнь

Китайские ученые назвали 5 органов, без которых человек может спокойно жить. Эта новость буквально взорвала интернет, прочитали ее миллионы и миллионы. Давайте посмотрим, насколько это правда. И посмотрим широко открытыми глазами.
В число таких органов «китайские ученые» включили желчный пузырь, аппендикс, одно легкое, желудок и одну почку.
Ученые не могли этого не знать
Сразу бросается в глаза, что в этом списке нет гланд. Это самостоятельный орган — глоточные миндалины, и их еще недавно удаляли налево и направо, гораздо чаще аппендикса. Без них спокойно живут миллионы людей в мире.
Есть такой большой орган селезенка, его порой тоже удаляют, иногда даже с лечебной целью при одной из форм анемий. И живут без неё, как будто с ней, словно ничего и не удаляли.
Очень многим женщинам приходится проводить мастэктомию (удаление молочной железы) или экстирпацию (удаление) матки, а мужчинам — простатэктомию. То есть, список можно продолжать. И что китайские ученые могли этого не знать?
Анатомическая химия или химическая анатомия?
В таких случаях нужно читать первоисточник — саму научную статью. Лишь в одной перепечатке было указано, что её опубликовали в Communications Chemistry. Это журнал, входящий в издательский дом Nature («Нейче»), в котором «публикуются высококачественные исследования, обзоры и комментарии во всех областях химических наук» (так написано на его сайте — прим. aif.ru). И это значит, что искать такую статью китайских ученых в нем бесполезно, ее просто не могли опубликовать из-за профиля журнала. Скажем сразу: её вообще вряд ли могли опубликовать в научном журнале. Разве что в Сети, и лучше к 1 апреля.
Не все вопросы требуют научного ответа
Называть такие органы, это вообще не предмет науки. Ответ на него прекрасно известен и давно. Есть список из 5 жизненно-важных органов, без которых человек жить не может. Это сердце, мозг, легкие, почки, печень. Есть еще три органа, по которым мнения расходятся. Это кожа — потеря ее для человека смертельна (вспомните большие по площади ожоги). Раньше смертельным было удаление поджелудочной железы. Но сейчас немало больных живут без неё, получая заместительную терапию гормоном инсулином и пищеварительными ферментами. Еще дебатируется статус одного нового органа — микробиома. Это совокупность всех микроорганизмов, живущих в нашем кишечнике. Жить без него нельзя, но вот еще не все ученые согласны с тем, что его нужно рассматривать как самостоятельный орган человека.
Из всего это следует, что все остальные органы человека не являются жизненно-важными, и значит, без них можно жить. Не всегда спокойно, а с некоторыми ограничениями, но это вполне реально. Кстати, как и без одного легкого или одной почки — эти органы включены в «список китайских ученых». Их потеря не смертельна, но ограничивает жизнь человека.
Вопрос без точного ответа
Сколько же есть в реальности органов, без которых можно жить? Как ни странно, абсолютно точного ответа нет. Смотря как считать. Большинство экспертов насчитывает у человека 79 органов, но некоторые увеличивают их количество до 103. Поэтому, если мы вычтем из этого количества три жизненно-важных и непарных органа (сердце, мозг и печень), то ответ будет 76 или 100. Почему мы выбрали последний вариант для заголовка? Ради красоты круглого числа. И чтобы подчеркнуть глупость авторов, придумавших сказку о 5 органах, найденных китайскими учеными.
Логичнее было бы приписать это открытие «британским ученым», но в реальности даже они не смогли бы догадаться до такой глупости. Для этого нужно иметь нулевые знания о биологии человека.