2 июля 2022 года 02:40 | последнее обновление произошло в 14:56 (МСК)
 
 
          18+
 
    

Украсть ноу-хау. Яркие истории промышленного шпионажа

 Украсть ноу-хау. Яркие истории промышленного шпионажа

18.05.2022 14:20   культура история


В США суд вынес приговор американке китайского происхождения, которая, по версии следствия, пыталась передать в Китай химические формулы компании Coca-Cola. Женщина работала на заводе компании в Атланте, где и узнала секретные формулы покрытия внутренней части банок для напитков. Как установил суд, она собиралась вернуться на родину и открыть там бизнес с использованием украденных сведений. Китаянку приговорили к 14 годам тюремного заключения условно и штрафу в 200 тысяч долларов.
Кража коммерческой тайны, или промышленный шпионаж — неотъемлемая часть истории человеческого общества, развития торговых и деловых отношений. Информация о чужих технологиях всегда имела ценность, а вовремя полученные сведения приводили к экономическим рывкам отдельных стран и переделе сфер влияния в мире.
Своё начало промышленный шпионаж берёт из глубины веков. АиФ.ru перечисляет самые яркие случаи кражи производственных секретов.
Шёлк
В древнем мире очень высоко ценилась эта мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Впрочем, о том, что к её производству причастны бабочки, знали только в Китае, который на протяжении тысячелетий изготавливал шёлк и строго охранял свою монополию. В китайских хрониках описана легенда о принцессе, которая отправилась за границу к своему возлюбленному, надев на голову шляпу с цветами, где были спрятаны шелковичные черви и семена тутового дерева. Так иностранцы узнали тайну изготовления шёлка. Но это всего лишь легенда. В реальности технология производства ценной ткани покинула пределы Поднебесной в VI веке н. э.
В то время цены на шёлк были очень высокими, а его поставки — ограниченными. Ситуация изменилась после того, как к византийскому императору Юстиниану Великому наведались два монаха-несторианца. Они рассказали ему секрет изготовления шёлка: черви, поедающие листья тутового дерева, прядут коконы, из которых и вытягивается нить будущей ткани.
Сочтя, что климат Средиземноморья вполне годится для разведения тутового шелкопряда, Юстиниан попросил монахов отправиться в Китай в качестве миссионеров и привезти ему оттуда коконы гусениц. Что и было проделано. Шпионы в монашеских одеяниях спрятали яйца шелкопряда в полых бамбуковых посохах. Они старались держать их при низкой температуре, а для того, чтобы кормить появившихся гусениц, прихватили с собой и горшки с тутовыми кустарниками. Их они поливали, используя собственные запасы питьевой воды.
Операция по доставке шелковичных червей в Византию длилась два года и завершилась в 552 году. В результате китайской монополии на владение технологией производства шёлка пришёл конец. Вскоре изделия из этой ткани стали изготавливать при императорском дворе, а затем в Восточном Средиземноморье появилась собственная индустрия шелководства.
Фарфор
Ещё один традиционный для Китая товар, который появился в период правления монгольской династии Юань. Секрет его производства был овеян мифами. Например, китайцы утверждали, что вся фарфоровая масса в сыром виде находится под землёй в нескольких священных местах, гдё её охраняют злые духи. А в готовый фарфор она превращается под лучами солнца.
На протяжении столетий Китай сохранял монополию и экспортировал изделия из этого вида керамики в Европу, Персию, на Ближний Восток. Фарфоровой столицей Поднебесной был город Цзиндэчжэнь на юго-востоке страны — там было сосредоточено почти всё производство, и тысячи печей, в которых обжигались заготовки из каолина (белой глины), не гасли даже по ночам.
Европейцы безуспешно пытались разгадать тайну производства фарфора. Сначала они вообще считали, что это продукт из смеси яичной скорлупы и рыбьей чешуи, который после обжига надлежит выдерживать в земле на протяжении 100 лет. Затем были попытки поработать с глиняными смесями, но в результате получались материалы, больше похожие на стекло.
В 1698 году в Китай прибыл французский священник-иезуит Франсуа Ксавье д’Антреколь. Был он человеком общительным и обаятельным, умел устанавливать нужные контакты. Находясь в Цзиндэчжэне, святой отец внимательно наблюдал за работой печей и ненавязчиво выведывал информацию о производстве фарфора. Это требовало ума, настойчивости и терпения: технологический процесс был разбит на этапы и поделён между несколькими семьями, проживавшими в городе. Приходилось общаться со всеми.
В 1712 году д’Антреколь отправил из Китая во Францию письма, в которых подробно изложил технологию изготовления фарфоровых изделий. Получателем был другой священник, который вскоре опубликовал их в ежегодном отчёте миссий иезуитов и тем самым предал огласке секретную технологию.
«Мои регулярные поездки в Цзиндэчжэнь со временем позволили мне разобраться в процессе изготовления этого прекрасного фарфора, которым все восхищаются и который отправляется во все уголки мира. Я полагаю, что подробное его описание окажется полезным в Европе, — сообщал миссионер. — Кроме того, что мне довелось увидеть собственными глазами, я многое узнал от новообращенных христиан и прочих горожан, которые изготавливают фарфор. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве...»
Франсуа Ксавье д’Антреколь смог доходчиво объяснить, в каких пропорциях и как смешиваются ингредиенты, как надо месить получаемую массу, делать заготовки и обжигать их в печах. Кроме того, он указал на ряд побочных технологий — например, как надо готовить глазурь. К тому моменту в Европе уже начали производить свой фарфор (в частности, в Саксонии заработала Мейсенская мануфактура), но понимания основного принципа производства (какие виды белой глины и как смешивать) ещё не было. Так что сведения, переданные священником, оказались весьма кстати.
Текстиль
Во второй половине XVIII века монополией на производство текстиля владела Англия. Она отправляла в Америку текстильные изделия, на которые непомерно задирала цены, и контролировала этот рынок. Кроме того, англичане тщательно оберегали всё, что было связано с их достижениями в текстильной промышленности: из страны нельзя было вывозить фабричное оборудование и даже чертежи станков.
В 1789 в США прибыл Самуэль Слейтер — молодой англичанин, успевший поработать подмастерьем на хлопкопрядильной фабрике и хорошо усвоивший организацию текстильного производства. Он мечтал открыть собственную ткацкую фабрику на родине, но понимал, что не выдержит там конкуренции, а потому отправился в поисках удачи за океан. Зная о действующих запретах на вывоз станков и чертежей, Слейтер просто-напросто выучил эти чертежи наизусть. А поднимаясь на борт отплывающего в Америку корабля, выдал себя за крестьянина.
В США, в городе Потакет, Самуэль Слейтер основал первую в стране текстильную фабрику, на которой он смог реализовать всё, что запомнил, работая в Англии. С тех пор этого человека называют «отцом американской промышленной революции», хотя на родине, в Великобритании, за ним закрепилось менее лестное прозвище — Слейтер-предатель.
Каучук
Индейцы Южной Америки веками использовали сок гевеи для получения мягкой тягучей массы, которой можно было придать любую форму и сделать из неё, например, непромокаемую обувь или подпрыгивающий мяч для ритуальной игры. Когда Христофор Колумб привёз такой мяч в Испанию, европейцы узнали о существовании удивительного материала — каучука. Позже в него добавили серу, и получилось то, что мы теперь называем резиной.
Стоили резиновые вещи дорого: монополией на производство каучука владела Бразилия, и она устанавливала на него очень высокие цены. При этом вывоз за пределы страны семян гевеи был запрещён под страхом смертной казни. Неудивительно, что Бразилия в XIX веке процветала и являлась самым богатым государством Южной Америки: торговля каучуковыми изделиями приносила ей огромный доход.
Другие страны стремились ликвидировать бразильскую монополию, а англичане даже несколько раз вывозили оттуда и саженцы, и семена гевеи, но растение не приживалось из-за холодного климата. В конце концов британские биологи тщательно изучили гевею и даже нашли подходящее место для её выращивания (в Малайе, которая была колонией Британской империи), но для этого им требовалось большое количество семян. Кто же их доставит из Бразилии?
Человеком, который не побоялся рискнуть своей жизнью, стал биолог и плантатор Генри Уикхем. Живя в Бразилии, он несколько раз отправлял на родину в Британию большие партии орхидей в корзинах. Таможенники тщательно обыскивали эти корзины и в конце концов привыкли к Уикхему, который к тому же постоянно покрикивал на них, проявляя недовольство. После того, как те перестали обращать на него внимание и махнули рукой на орхидеи, англичанин пошёл на хитрость — спрятал в корзины мешок с 70 тысячами семян гевеи. И в июне 1876 года вместе с бесценным грузом отбыл на родину сам.
Прошло несколько лет, и малайский каучук начал теснить бразильский на мировом рынке, в результате чего экономика южноамериканской страны пришла в упадок. А Великобритания вплоть до Второй мировой войны пользовалась плодами своего промышленного шпионажа.

aif.ru

 

КОММЕНТАРИИ

 

КУЛЬТУРА

Никита Михалков рассказал об интересе в мире к российскому кино

01.07.2022 18:47
Он отметил, что фильм «Летят журавли» в настоящее время не получил бы приз на Каннском кинофестивале.

Разин обратился к близким Шатунова

01.07.2022 17:53
Бывший директор группы «Ласковый май» заявил, что смерть Юрия Шатунова стала для него большим потрясением.

 

Mattel выпустила коллекцию кукол Барби в образе Дэвида Боуи

01.07.2022 00:22
Релиз приурочен к 50-летию альбома британского музыканта «Hunky Dory».

Мюллер, Борман и другие. Реальная судьба героев «17 мгновений весны»

01.07.2022 00:02
Родственники Шелленгберга благодарили Табакова, а Карл Вольф поставил бутылку коньяка Василию Лановому. Как сложилась реальная судьба героев культовой советской ленты?

 

Харьковский горсовет не будет снимать со здания герб Украинской ССР

30.06.2022 22:56
Здание думы считается памятником истории и архитектуры.

Лоза выступил против присвоения Шатунову звания народного артиста РФ

30.06.2022 22:35
Он не поддержал петицию поклонников певца.

 
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Книга в тему

«Писатели рисуют. Кочевники красоты»
Шапошников Михаил

Серия «Писатели рисуют» — это проект, в котором мы знакомим читателей с изобразительным творчеством писателей как особым явлением в искусстве.
В 2015 году книги этой серии «Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Ф.М. Достоевский. Когда изображение служит слову» и «Уильям Мейкпис Теккерей. Эдвард Лир. Редьярд Киплинг. Гилберт Кит Честертон. Палитра талантов английских писателей» стали финалистами главной номинации конкурса «Книга года»!
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры. В этом издании представлены художественные работы Максимилиана Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока и Поликсены Соловьевой-Аллегро. Все они вполне серьезно, неслучайно и вдумчиво занимались своеобразной иллюстрацией своих текстов, как поэтических, так и прозаических. Само сочетание в одном творце художника и поэта, факт достойной попытки в культурном поиске русского символизма и Серебряного века в целом.
Издание включает 5 разделов с иллюстрациями следующих поэтов:
— Поликсены Соловьевой
— Валерия Брюсова
— Максимилиана Волошина
— Александра Блока
— Андрея Белого
Рисунки Александра Блока немногочисленны, но интерес их в подлинной биографичности. Валерий Брюсов рисовал в основном пером и тушью. В издании представлены наиболее интересные рисунки к главному прозаическому произведению — роману «Огненный ангел». Андрей Белый рисовать любил всегда, хотя профессионально никогда и нигде этому не учился. Но подлинным открытием является представленное в издании художественное наследие поэтессы и художницы Серебряного века — Поликсены Соловьевой-Аллегро.
Этим изданием мы открываем новую, во многом еще неведомою страницу истории русского символизма, а акцент на другой стороне творчества добавляет новый яркий фрагмент к образу известных поэтов.
Составитель, автор текста и комментариев — литературовед, зав. отделом литературы Серебряного века Государственного Литературного музея (Дом В.Я. Брюсова) М.Б. Шапошников
Вступительная статья — О.А. Клинг, Н.А. Дровалев
 

Партнёры

Другие новости