28 марта 2024 года 20:15 | последнее обновление произошло в 20:11 (МСК)
 
 
     18+
 
    

Провокация или хулиганство? Как пилот-любитель Матиас Руст помог Горбачёву

 Провокация или хулиганство? Как пилот-любитель Матиас Руст помог Горбачёву

28.05.2022 01:42   культура история


28 мая 1987 г. на Большом Москворецком мосту, у Храма Василия Блаженного приземлился иностранный легкомоторный самолет Сессна-172, пилотируемый 18-летним пилотом-любителем из Германии Матиасом Рустом.
«Подарок» на День пограничника
Руст совершил полёт из Гамбурга в Москву, беспрепятственно преодолев более 1 тыс. км. По иронии судьбы, именно в этот день в СССР отмечался профессиональный праздник пограничных войск — День пограничника.
Как позже выяснилось, на территории СССР самолет Руста был обнаружен радиотехническими средствами подразделений ПВО, после чего в боевую готовность были приведены 3 зенитных ракетных дивизиона. Однако команды на уничтожение цели они так и не получили. Затем советские истребители визуально зафиксировали «Сессну» неподалеку от Гдова, определив его как «спортивный самолёт типа Як-12». «Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, поэтому сопровождать ее истребители не смогли, и, совершив облет вокруг нарушителя, вернулись на базу.
После «разбора полетов» из-за демарша Руста в воздушных войсках стали говорить, что военные, «обильно отметившие» День пограничника, на самом деле просто, что называется, проморгали самолёт-нарушитель. А эксперты с тех пор так и не пришли к единому мнению, что же это было — проделка, ребячество, глупость юнца-одиночки или скрупулезно подготовленная операция спецслужб. Сам Руст утверждал, что хотел установить «воздушный мост» между двумя враждебными общественными системами. Дескать, прилетел в бывшую «империю зла» с миссией мира, вдохновлённый потеплением отношений между Западом и СССР.
Несмотря на это, летчика обвинили в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства, незаконном пересечении границы и приговорили к 4 годам лишения свободы. Но уже летом 1988 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ о его амнистии. Руст провел в следственном изоляторе «Лефортово» 432 дня, после чего вернулся в ФРГ. В 2012 г. в возрасте 44 лет в интервью журналу «Штерн» он назвал свой полет «безответственным поступком».
«Горбачев показал свою силу»
«Думаю, что это был действительно всего лишь легкомысленный поступок, каких по молодости бывает очень много, — сказал «АиФ» историк Рой Медведев. — Матиас Руст хотел совершить что-то необычное — и сделал это. Руста засекли наши военные, но не придали этому особого значения: подумаешь, какой-то один маленький спортивный самолетик с одним-единственным пилотом на борту. Такой и сбивать неприлично, поскольку вреда он никакого наверняка не принесет... Его могли десять раз уничтожить, но, видимо, просто не захотели. И его посадка на Красной площади стала для всех полной неожиданностью.
Однако Горбачев использовал это ничтожное по сути событие самым нечестным образом: уволил ряд выдающихся военных начальников, которые никоим образом не отвечали за посадку самолета Руста на Красной площади. В частности, она стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главнокомандующего Войсками ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва, а также для масштабной чистки в армейских рядах. Хотя достаточно было бы наказать командующего ПВО города Москвы.
Тем самым Горбачев показал свою силу и власть, взял под контроль армию и назначил на высшие военные посты малоавторитетных людей. Военные подчинились, однако страшно невзлюбили генсека — мне об этом рассказывал маршал Сергей Ахромеев, который был помощником Горбачёва по военным делам.
Генсек добился своей цели, но породил недовольство всего генералитета. И когда в 1989-1990 гг. у самого Горбачева возникли кризисные ситуации, связанные с властью, армия его не поддержала. И это оказало огромное влияние на судьбу страны.
Был ли полет Руста провокацией самого Горбачева, который решил таким образом подставить военных? Это не исключено. Организовать такой полет он не мог, но мог «пропустить» Руста, когда ему по линии госбезопасности и разведки доложили о его намерениях или о начале его полета. Но скорее всего, это все-таки был просто случайный поступок «безбашенного» молодого человека. Но это незначительное событие привело к очень важным внутриполитическим переменам в СССР».

aif.ru

 

КОММЕНТАРИИ

 

КУЛЬТУРА

Садальский высмеял Галкина за его самонадеянность

28.03.2024 17:34
Комик-иноагент во всех своих соцсетях подчеркивает, что у него концерты во всех странах.

Российские артисты записали альбом в поддержку пострадавших в «Крокусе»

28.03.2024 10:05
Доходы от релиза сборника «Голос мой услышь» пойдут на помощь пострадавшим при теракте людям.

 

Как приготовить лапшу, которую Бальмонт ел в студенческие годы?

28.03.2024 08:39
На рубеже XIX-XX веков самым популярным человеком в нашей стране был поэт Константин Бальмонт — ему старались подражать во всём, начиная от эпатажной манеры одеваться и заканчивая манерой писать стихи.

Работники культуры Тверской области подарили Путину подарок

27.03.2024 21:31
Президенту подарили новоторжскую майолику.

 

Путин: культура — это не оружие, а почва, на которой твердо стоит РФ

27.03.2024 20:48
Президент выразил уверенность, что культура в России будет процветать.

В Москве откроется Школа волонтёра культурного наследия

27.03.2024 19:08
20 жителей столицы станут учениками первой Школы волонтёра культурного наследия.

 
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Книга в тему

«Геометрия дизайна. Пропорции и композиция»
Элам Кимберли

Книга известного дизайнера и преподавателя из Флориды Кимберли Элам выдержала несколько переизданий на Западе и пользуется заслуженной популярностью. В ней исследуются основные свойства геометрических структур, принципы визуальной организации, имеющие под собой математическую основу, и главные закономерности пропорционирования, знание которых необходимо для создания как произведений искусства, так и чисто утилитарных объектов дизайна.

«В качестве материала для анализа я выбирала работы, испытанные временем и достойные называться классикой дизайна. И пусть они созданы в разные годы, пусть их формы и назначение разнятся, но есть поразительное сходство в том, насколько грамотно они спланированы и благодаря геометрии сведены в единую организованную систему.
Цель моего труда — не оценить эстетические качества объектов посредством геометрических правил, а раскрыть наглядные связи, в основе которых и математика, и обусловленные природой закономерности роста и развития живых существ. Мы с вами постараемся разобраться в том, как создается дизайн и как рождается визуальная согласованность, проявляющая его структуру. Горячо надеюсь, что художники и дизайнеры почерпнут в этом анализе что-то ценное для себя». (Кимберли Элам)
 

Партнёры

Другие новости